Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизниНоворожденные дети не могут контролировать свою голову, управлять мышцами шеи, поэтому в первые полгода жизни они активно тренируются, чтобы развить данный навык. Как правило, до 6 месяцев ребенок должен научиться уверенно держать голову. Родители должны следить за этапами, которые при нормальном развитии выглядят так:

— новорожденный до месяца – сам не может удержать голову, поэтому следует постоянно поддерживать его за шейку;

— 1-2 месяца – ребенок начинает поднимать головку на несколько минут лежа на животе, в положении лежа на спине, малыш вполне может управлять своей головой;

— 3-4 месяца – детка контролирует движения головы, может поднять ее и в положении лежа на животике и удерживать в течение длительного периода.

Ребенок плохо держит голову в 3 месяца

Если ребенок плохо держит голову до 3 месяцев, то волноваться не стоит. Специалисты-неврологи советуют родителям не делать специальную гимнастику в этот период, в дополнении к той, что рекомендована детям такого возраста. Главной помощью, что может оказать мама в этот период – чаще выкладывать малыша на животик, в таком положении детка вынужден будет поднимать голову, чтобы разглядеть маму и игрушки.

Начиная с возраста 3 месяцев, детей учат присаживаться в кроватке. Но оставлять их в таком положении одного нельзя. Лучше присаживать ребенка, обложив подушками. Поводом для беспокойства родителей будет ситуация, когда детка даже не пытается поднять головку в 3 месяца. Об этом необходимо сообщить педиатру. Он отправит на дополнительное обследование у невролога, чтобы выявить патологии. Однако заранее паниковать не стоит. Все дети индивидуальны и кто-то развивается быстро,кто-то медленнее. Если ребенок родился недоношенным, то многие навыки он начнет постигать чуть позже сверстников.

Почему ребенок плохо держит голову?

Неврологическое развитие ребенка первого года жизниНеврологи называют несколько основных причин, которые мешают ребенку контролировать мышцы шеи — недоношенность, низкий вес, слабый тонус мышц и травмы, полученные при родах.

При низком весе ребенка, следует обратиться к специалисту по грудному вскармливанию. Остальные причины, по которым ребенок плохо держит голову, объяснит невролог и назначит курс массажа и детской гимнастики, которые помогут укрепить мышцы малыша и привести их в тонус. Самостоятельно такой массаж лучше не делать, в этом случае стоит довериться профессионалам, которые знают на какие мышцы и в каком объеме нужно воздействовать.

Еще родителям следует обратить внимание, если голова малыша постоянно наклонена под одним углом. В этом случае есть подозрение на кривошею. Врач осмотрит малыша и также назначит курс массажа и физиотерапевтических процедур.

В Челябинске медицинский центр «Кия» для детей грудного возраста оказывает комплекс оздоровительных процедур:

Специалисты центра, смогут восстановить мышечный тонус младенца. В результате ребенок научится держать голову и сможет приступить к освоению следующих навыков – умение сидеть, ползание и ходьба.

Медицинский центр «Кия» © 2015

Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия ООО Кия.

  • О центре
  • Специалисты
  • Новости
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Прием врачей
  • Реабилитация
  • Диагностика
  • Цены
  • Дневной стационар
  • Нормативная база
  • Реабилитация
  • ЛФК
  • Массаж
  • Физиотерапия
  • Кинезио-тейпирование
  • Анализы
  • УЗИ
  • ЭКГ
  • Холтеровское мониторирование
  • Велоэргометрия

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

При осмотре младенцев часто обращают на себя внимание различные деформации головки ребенка. По данным Американской педиатрической академии деформации черепа у младенцев встречаются в 21-67% случаев. По моим наблюдениям такие деформации встречаются до 47% случаев, осмотренных детей в возрасте до 12 месяцев. Некоторые деформации с ростом ребенка корригируются самостоятельно, другие прогрессируют и могут привести к асимметрии лицевой части черепа.

Деформации черепа по причине возникновения делятся на:

— внутриутробные (антенатальные), которые возникли при развитии плода;
— деформации, формирующиеся во время родов (интранатальные);
— послеродовые деформации (постнатальные).

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Факторы риска
· Крупные и относительно много спящие малыши.
· Недоношенные дети.
· Особому риску подвергается первый ребенок, ввиду отсутствия опыта у родителей.
· Следующие дети не менее защищены от риска, так как им уделяется меньше времени.

Послеродовые причины
· Регулярный сон на одном боку: плагиоцефалия.
· Регулярный сон на спине: браxицефалия.
· Регулярный сон при повернутой в сторону голове: скафоцефалия.
· Врожденная кривошея.
· Чрезмерное пребывание в полусидячем положение на детском стульчике, в коляске, кресле-качалке.

Лечение

Лечение таких деформаций, как правило, начинается с правильной укладки ребенка. Сутки делятся на 3 части и ребенок 1/3 времени спит на левом боку, 1/3 времени спит на правом боку и оставшуюся 1/3 времени спит на спине.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

В тот момент, когда в доме появился новорожденный, у родителей возникает множество вопросов, в том числе и по купанию. Когда начинать купать младенца? Где купать? Как купать? Ведь малыш такой маленький и хрупкий, его так неудобно держать. А главное — как не навредить?

В этой статье мы ответим на самые частые вопросы новоиспеченных родителей о купании.

Как часто купать?

Частота купания зависит от многих факторов: возраста ребенка, степени его загрязнения, времени года и т. д. Новорожденный ребенок, лежа в своей кроватке, не пачкается, а поэтому в ежедневном купании нет необходимости. В первые месяцы жизни достаточно будет мыть малыша 3 раза в неделю. Естественно, не стоит забывать о регулярном умывании и подмывании. Подросшего ребенка, который не вылезает из песочницы и сильно пачкается, само собой следует купать каждый день.

Как долго?

Длительность приема ванны зависит от особенностей кожи ребенка и качества воды. Нормальная длительность купания составляет около 10-15 минут. Если из крана течет жесткая вода, это может усилить сухость кожи младенца. Необходимо внимательно следить за реакцией кожи и самостоятельно делать выводы. При плохой переносимости время приема ванны следует сократить до 5-10 минут или отдать предпочтение душу.

В какое время?

Время купания полностью зависит от реакции самого младенца. На одних детей вода действует расслабляюще, а на других, наоборот, возбуждающе. Поэтому первых логичнее купать перед сном, а вторых после пробуждения. Важно выбрать время, когда семья никуда не торопится. Спешка может привести к травмированию.

Где и в чем?

Существует множество вариантов того, в чем купать младенца: от раковины или небольшой емкости (таза, ванночки) до взрослой ванны или душа. Родители сами выбирают, как будет удобно и им, и ребенку.

Когда можно пользоваться ванной?

Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии, до того момента, как произойдет отпадение культи пуповины, младенца достаточно обтирать смоченной в воде губкой. После этого разрешается мыть ребенка во взрослой ванне. Перед купанием ванна должна промываться содой или детским мылом. Купать следует в самой обычной водопроводной воде. В кипячении, добавлении в воду марганцовки или отвара трав нет необходимости.

При какой температуре?

Перед купанием младенца важно всегда проверять температуру воды своей рукой. Однако лучше всего приобрести градусник для воды. Температуру для первого купания следует делать примерно 34-36 градусов. Для того, чтобы избежать переохлаждения, температура помещения должна быть 24-26 градусов. С целью закаливания родителям можно постепенно снижать температуру воды на 1 градус.

Как держать?

Самое главное в купании — крепко держать ребенка. Надежная фиксация — гарант безопасности младенца и спокойствия родителей. Если родитель правша, то левой рукой следует поддерживать шею и голову малыша, а правой удерживать и направлять ребенка в воде. Применительно к левше алгоритм действий диаметрально противоположный.

Сколько наливать воды?

Экономичные американцы и европейцы советуют наливать около 5 см воды в ванну. Этого количества достаточно для эффективного и безопасного купания. В российских семьях принято наливать полную ванну. В этом тоже нет ничего плохого, главное — крепко удерживать ребенка и соблюдать правила безопасности:

  • ни в коем случае не оставлять младенца одного в воде
  • заранее готовить все необходимые принадлежности для купания (мыло, полотенце и т. д.)
  • при использовании детской ванночки убедиться в ее устойчивости

В каком порядке мыть?

В первые месяцы дети загрязняются несильно, поэтому совершенно неважно, с каких частей тела начинать мыть малыша. При купании следует обратить внимание на естественные складки — на руках, ногах, подмышках, за ушами, вокруг шеи и в области паха. Также необходимо раскрывать кулачки ребенка и промывать кожу между пальцами. Сильнопачкающихся активных детей удобнее начинать мыть с головы, постепенно доходя до ног. Это делается для того, чтобы несколько раз не смывать моющее средство.

Нужно ли мыть голову?

У всех новорожденных детей разная степень волосатости. Если у ребенка имеются довольно густые волосы, их необходимо мыть раз в неделю (или по мере загрязнения). Делать это можно в ванне при купании всего тела либо отдельно под раковиной.

При мытье волос каплю детского шампуня необходимо нанести на голову малыша, аккуратно вспенить и смыть теплой водой, приложив свободную руку ко лбу ребенка (тем самым не допуская попадания моюго средства в глаза).

Многие подросшие дети не любят мыть голову из-за того, что пена попадает им на лицо. Для облегчения процедуры следует попросить ребенка опереться руками о стену и наклонить голову назад. Если приложить ладонь к основанию волос, то можно предотвратить попадание шампуня в лицо.

Можно ли купать при температуре или после прививки?

Однозначный ответ — можно. Главное, ориентироваться на самочувствие ребенка. Если у малыша температура, но он чувствует себя хорошо и просит купаться, не стоит ограничивать его в этом. При лихорадке теплая ванна снизит температуру и улучшит настроение.

Если ребенок заболел ветрянкой, не нужно бояться его купать. Регулярное мытье тела поможет избежать вторичного инфицирования высыпаний.

При вакцинации, а также после пробы Манту нет никаких противопоказаний к купанию. Единственное — не стоит тереть место укола мочалкой.

Как купать ребенка с атопическим дерматитом?

Купать ребенка-атопика следует в негорячей воде. Длительность приема ванны — 5-10 минут (ванну лучше заменить душем). При жесткой воде рекомендуется добавлять эмульсии для ее смягчения.

При купании необходимо использовать специальные моющие средства для детей с атопическими проявлениями. После процедуры кожу нужно промокнуть полотенцем (не тереть!) и сразу нанести подходящий эмолент.

Таким образом правильное и полезное купание ребенка вовсе несложно.

Единый контактный номер: 8 (86553) 3-37-01

Детский телефон доверия: 8 (800) 200-01-22

Результат обследования на COVID-19: 8 (86553) 3-37-03

COVID-19: Сколько длится карантин?

к письму 23/84 от «26» августа 2020 года

COVID-19: до получения результатов тестирования на наличие новой коронавирусной инфекции необходимо соблюдать карантин

Стоит различать два понятия – самоизоляция и карантин. Самоизоляция – это добровольное желание человека сохранить себе здоровье и уменьшить риск заражения, способ позаботиться о себе и других. Карантин касается тех, кто вернулся из путешествия или командировки в неблагополучные по коронавирусной инфекции страны, а также был в контакте со знакомыми, с родственниками или коллегами, у которых лабораторно подтвержден диагноз COVID-19. На карантин официально направляют медицинские работники, даже если нет симптомов заболевания, чтобы снизить риск распространения инфекции.

С 1 июля 2020 года утратили силу Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 года № 294, в связи с окончанием срока действия. В случае необходимости получения листка нетрудоспособности в связи с карантином следует обращаться в поликлинику, выбранную для оказания первичной медико-санитарной помощи.

Срок соблюдения строгих ограничений – 14 дней. Столько в среднем длится инкубационный период коронавирусной инфекции. На 8-10 день проводят анализ для подтверждения диагноза заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19. Если за это время не возникли симптомы болезни и результат вирусологического исследования отрицательный, карантин снимают.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРИЗНАКИ ОРВИ?

Наличие признаков острого респираторного вирусного заболевания отнюдь не означает, что у пациента коронавирус, но вероятность такая есть. Если наблюдаются симптомы ОРВИ необходимо оставаться дома, чтобы не заражать других. Необходимо вызвать врача на дом, если наблюдаются повышение температуры тела от 37,5 °С и выше, кашель, одышка, ощущение заложенности в грудной клетке или, в зависимости от состояния больного, скорую медицинскую помощь.

«В ситуации проявления симптомов ОРВИ необходимо вызвать врача на дом. Специалист оценит состояние пациента и при необходимости назначит анализ на наличие РНК COVID-19, который также возьмут на дому, откроет больничный лист, – рассказала Яна Манкевич, начальник управления организации ОМС, – В случае положительного результата лабораторного исследования мазка о диагнозе сообщат в Роспотребнадзор для поиска контактных лиц и их тестирования, организуют повторное тестирование пациента. В зависимости от симптомов пациенту назначат лечение на дому (при лёгком течении заболевания) или госпитализируют в стационар».

ПОМНИТЕ! Перед сдачей анализа на наличие РНК COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) минимум 6 часов до тестирования НЕЛЬЗЯ есть, незадолго – чистить зубы и полоскать горло, промывать нос (по этому методу берется мазок из носоглотки и ротоглотки).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КАРАНТИНА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Всем находящимся на карантине, независимо от причины его установления, НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ:

1. Во время карантина нельзя выходить из дома, даже для того, чтобы получить посылку, купить продукты или выбросить мусор. Продукты рекомендуется заказывать онлайн или попросить о помощи родственников, знакомых. Можно прибегнуть к помощи волонтёров. При контактировании с курьером или другим лицом необходимо соблюдать дистанцию не менее полутора метров, использовать маски и перчатки.

2. Проживающие совместно родственники заболевшего также должны быть изолированы. По возможности каждый из проживающих в квартире должен находиться в отдельной комнате. Важно регулярно проветривать помещение и проводить влажную уборку.

3. Необходимо пользоваться отдельной посудой, индивидуальными средствами гигиены, бельем и полотенцами. Нужно пользоваться средствами индивидуальной защиты и дезинфицирующими средствами.

«Некоторые граждане, которое переносят COVID-19 бессимптомно или контактные лица, находящиеся в карантине, сдав анализ на коронавирус и до получения результатов тестирования, продолжают вести привычный образ жизни, не соблюдают правила карантина в домашних условиях: встречаются с друзьями и родственниками, посещают места скопления граждан без средств индивидуальной защиты, – отметила Инна Легкова, заместитель директора ТФОМС СК, – Это крайне легкомысленно и безответственно в первую очень по отношению к себе, своим близким и знакомым Если человек нарушает домашний карантин, то его поместят в инфекционный стационар. Кроме того, нарушителя могут привлечь к административной или даже к уголовной ответственности».

Согласно существующим законам, штраф для гражданина за нарушение условий карантина составляет от пятисот до одной тысячи рублей. Такая сумма предусмотрена за несоблюдение части 1 статьи 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению уполномоченного должностного лица). Нарушения карантинных мер ещё подпадают под статью 6.3 Кодекса об административных правонарушениях: нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которая предусматривает ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере до трёхсот тысяч рублей.

Если нарушение изоляции повлекло за собой массовые заражения коронавирусом, предусмотрена уголовная ответственность. В случае инфицирования большой группы лиц и наличия хотя бы одного летального исхода нарушителю грозит тюремное заключение сроком до пяти лет.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ!

Фото: из открытых источников поисковой системы Яндекс

Видео по теме

как научить ребенка держать голову, как помочь ребенку научиться держать головку — nik van

Привет, друзья! Решил с вами поделиться своим.

Нормы и сроки — Школа доктора Комаровского

Сегодня мы рассмотрим два основных вопроса.

Когда дети начинают держать спину и голову.

Грудной ребёнок держит головку с 2 месяцев жизни. В развитии важны все факторы, включая кормление, занятия, массаж, уличные прогулки и гигиену. Ближе к 3 месяцам 70% деток достаточно уверенно держат голову. Они поднимают её от 45 до 90 градусов и держат около минуты. Опора идёт от предплечья. Бёдра и таз плотно прижаты к поверхности.
Для укрепления спины с месячного возраста начинают делать массаж. Это лёгкие прикосновения, которые помогают мышцам обрести силу.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Слабый, ещё не окрепший организм должен укрепляться постепенно и правильно. Иначе вы из-за желания быстрого развития нанесёте вред мышцам и мягкой костной ткани. К пяти месяцам дети держат спинку. Но не следует давать большие нагрузки. Поза полусидя проводится с промежутком 30-40 минут. С последующим возрастанием времени укрепляются мышцы спины.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Для здорового ребёнка умение держать голову формируется так:
– От 2 до 3 недель жизни: Младенец, лёжа на животике, может неумело поворачивать голову в одну сторону, затем упереться носиком в преграду и повернуть голову в другую сторону, чтобы следить глазами за движением мамы.
– От 1 до 1,5 месяца: Малыш, лёжа на животе, на две -три секунды удерживает головку. В вертикальном положении с поставленной задачей справляется недостаточно хорошо. Голову держит несколько секунд и резко откидывает назад. В таких случаях мама должна поддерживать затылочную часть головки рукой.
– В 2 или 2,5 месяца: Груднички, лёжа на животике, удерживают голову не более 20-30 секунд, в вертикальном положении до 1 минуты, но поддерживать под затылок ещё нужно.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

– С 2,5 до 3 месяцев: Находясь вертикально, малыши учатся фиксировать головку по 10 минут. Не рекомендуем носить «стоя» ребёнка длительное время, его это утомляет. В обычном горизонтальном положении данный навык проявляется лучше.
– С 3 до 3,5 месяца: лёжа на животе, малыши держат голову самостоятельно, при этом упираются локтями о плоскую поверхность. Поддержка уже не требуется.
– Ближе к 4 до 5 месяцев: лёжа на спине, детки начинают поднимать голову. Мамы проводят короткие занятия: цепляют за ручки и потихоньку тянут на себя. Затем медленно опускают в исходную позицию.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Занятия нельзя проводить более двух минут.
Если ребёнок родился недоношенным, то к сроку развития прибавляется недостающий период. Многое зависит от физиологического развития ребёнка, поэтому каждый маленький организм стоит рассматривать индивидуально.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Когда новорожденный должен начать сам держать головку

  • Придерживать, а не держать
  • Когда ребенок начинает держать голову
  • Если ребенок не держит голову
  • Как помочь малышу держать головку
  • Если ребенок держит голову, а не должен был

«Придерживайте головку!» — строго наставляет молодых мам в роддоме медсестра, передавая им на руки новорожденных. «Наверное, если не придерживать головку, случится что-то ужасное!» — думают мамы, мертвой хваткой фиксируя затылок младенца…

Когда же ребенок сам начнет держать головку, и чем грозит материнская небрежность новорожденному?

Придерживать, а не держать

Мышцы шеи новорожденного ребенка еще слабы, а голова непропорционально велика по сравнению с остальным телом. Однако новорожденный вовсе не настолько хрупкое создание, как зачастую кажется родителям; если уж он пережил продвижение по родовым путям, то и у мамы на ручках как-нибудь выживет. Голову младенец может зафиксировать в определенном положении с рождения, правда, совсем ненадолго. Если вы держите ребенка на руках, голова может самопроизвольно упасть – набок или даже запрокинуться, что особенно пугает родителей, поскольку сопровождается резким плачем ребенка.

«Уж не сломал ли он шею?» — беспокоятся мамы, проверяя, не парализовало ли ребенка. Нет, не парализовало, хотя ему, безусловно, дискомфортно и, возможно, резкое движение причинило боль.

Если вы все время жестко фиксируете голову ребенка рукой, то мешаете ему тренировать мышцы шеи, замедляя его развитие. Поэтому не нужно все время держать голову ребенка, нужно лишь слегка придерживать ее, не позволяя резко запрокидывать.

Когда нужно удерживать голову малыша?

  1. При движении, когда вы встаете, садитесь, резко поворачиваетесь с ребенком на руках.
  2. Во время кормления, поскольку малыш просто не сможет долго удерживать голову в одном положении без вашей помощи.

” Периодически молодые мамы пугают друг друга историями про «смертельный кивок». Мол, одна мама не придерживала ребенку головку и…

На самом деле это устрашающий термин из сферы автодорожных травм: при экстренном торможении и, тем более, при аварии ребенок даже в автокресле по инерции движется вперед и резкое движение головы может привести к повреждению шейных позвонков. Вот почему многие производители рекомендуют размещать автолюльки так, чтобы новорожденный был расположен против хода движения. В быту достигнуть такого ускорения движения практически невозможно.

Когда ребенок начинает держать голову

Разумеется, все сроки, о которых идет речь – «среднее арифметическое», в которые впишется редкий младенец. Большинство на неделю другую опережают или отстают от этих сроков, так что смотрите на них исключительно как на ориентиры.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни8 недель

В 8 недель мама впервые начинает замечать, что ребенок уже может осознанно управлять движениями головы, когда она держит его на руках: склонять ее набок, вперед и выпрямлять. Однако до полного контроля еще далеко.

3 месяца

Это именно тот срок, который обычно считают нормой для удержания головки. В этом возрасте малыш, лежа на животе, может приподнять плечи и голову и удерживать их так около 30 секунд. Если вы потянете ребенка, лежащего на спине, за руки, то, приподнимаясь, он удержит голову на одной линии с туловищем. Наконец, малыш может обходиться без поддержки головы, когда он у вас на руках.

4 месяца

Лежа на животике, малыш может приподнять не только плечи и голову, но и верхнюю часть туловища и проводить в таком положении около минуты. Он тянется за игрушкой, поворачивая голову, и чувствует себя комфортно.

5-6 месяцев

Ребенок свободно удерживает голову в любом положении, может вертеть ею, сидя у мамы на руках и осматриваясь вокруг.

Если ребенок не держит голову

До трех месяцев родителям трудно уверенно судить о том, достаточно ли ребенок контролирует свои движения или нет. Даже гармонично развивающийся малыш может временами утрачивать равновесие и резко запрокидывать голову.

Однако если в три месяца младенец, лежа на животе, не может приподнять голову даже на несколько секунд, вас следует как можно быстрее показать его участковому педиатру или невропатологу. Причиной возникшей проблемы могут быть…

Недоношенность или экстремально малый вес ребенка при рождении. Скорее всего, такой малыш догонит сверстников чуть позже.

Родовая травма, вызвавшая неврологические проблемы, либо заболевания, которые помешали малышу полноценно развиваться еще до рождения. Диагноз и схему лечения может определить только врач.

«Ручной» ребенок. Порой у гиперответственных родителей младенец не имеет ни одного шанса потренировать мышцы шеи – голову все время жестко фиксируют на одной линии с туловищем. Из-за этого мышцы шеи ослаблены и нуждаются в массаже и физических упражнениях.

Как помочь малышу держать головку

Вообще говоря, никаких специальных усилий для этого не требуется, но все же есть несколько полезных упражнений, которые пойдут на пользу здоровому малышу.

Отслеживание игрушки

Расположите перед ребенком, когда он лежит на животе, яркую привлекательную игрушку. Аккуратно приподнимите голову ребенка за лоб – буквально на несколько сантиметров, чтобы он поймал глазами игрушку. Почувствовав самостоятельное движение головы, аккуратно отпустите малыша. Достаточно двух-трех повторений подряд.

Подъем за ручки

Уложив ребенка на спину (желательно, чтобы под головой была небольшая подушка) осторожно тяните его за руки на себя. Как только голова начинает запрокидываться назад, осторожно опустите его. Достаточно двух-трех повторений подряд несколько раз в день

Если ребенок держит голову, а не должен был

Иногда родители недооценивают опасность прямо противоположной ситуации – ребенок держит голову уже в месяц. Иногда это действительно говорит об отличной физической форме малыша, но чаще это проявление патологии – гипертонуса мышц: они словно постоянно сведены судорогой.

Чаще всего это не единственный признак того, что у малыша есть проблемы со здоровьем; ребенок может плохо, тревожно спать, часто плакать (на первый взгляд, без причины), активно срыгивать и так далее.

Единственное, что можно в этой ситуации посоветовать – как можно быстрее обратиться за медицинской помощью, даже если вы не уверены, что действительно видите все эти признаки, а стали жертвой родительской тревожности.

Контроль положения головы – важный этап развития малыша, причем не только физического, но и интеллектуального. Ведь теперь он может разглядывать окружающий мир, наблюдать за мамой, следить глазами за игрушками… так что не пускайте этот момент на самотек, обязательно наблюдайте за новорожденным!

Один из самых первых и потому самых важных этапов развития наступает, когда ребенок начинает держать головку. Это может показаться ерундой, но для малыша – это большой шаг в сторону полноценной жизни и обретения полного контроля над своим пока крохотным телом. Не говоря, уже о радости и чувстве гордости, которые испытывают новоиспеченные родители, видя, как их ребенок держит головку самостоятельно. Для тех, кто с нетерпением ожидает первых успехов своего чада, давайте определимся, во сколько месяцев ребенок уже держит головку.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Во сколько месяцев ребенок держит головку?

При рождении у малыша весьма ограниченный контроль над своим телом и головой в частности, так как его шейные мышцы и моторика пока слабо развиты. Он будет мало-помалу повышать свои навыки, которые станут основой всех последующих телодвижений таких, как сидение и хождение, в течение своего первого года жизни. Ваш ребенок скорее всего уже сможет немного приподнимать голову будучи еще одномесячным малышом, и поднимать ее, находясь в сидячем положении, в районе 4 месяцев. К 6 месяцам его шейные мышцы и контроль головы будут уже достаточно сильными и стабильными.

Как это происходит?

Первое время ребенок полагается на родителей, чтобы те поддерживали его шею и голову, по крайней мере в первый месяц. Как бы волнующе это не было из-за боязни держать ребенка неправильно или нанести ему травму, это также помогает сблизиться и создать более прочную связь с малышом, чья жизнь буквально находится в ваших руках.

  • К концу первого месяца, он будет уметь слегка приподнимать головку и поворачивать ее из стороны в сторону, лежа на животе.
  • В 6-8 недель, если он исключительно крепкий и обладает хорошей для своего возраста координацией, он сможет поднимать голову, лежа на спине. Когда вы носите его на плече, у него будет достаточно сил, чтобы какое-то время держать голову прямо, но ненадолго. Он также сможет держать голову вертикально, сидя в детском кресле в машине или переноске.
  • В 3-4 месяца вы уже заметите явный прогресс. Ваш малыш сможет поднимать голову на 45 градусов, лежа на животе, и держать ее ровно.
  • Но последняя стадия процесса наступает лишь в 5-6 месяцев, когда ребенок начинает держать голову ровно и прямо.

Как помочь малышу начать держать головку?

На самом деле процесс происходит совершенно естественно, вам лишь нужно проявлять особую осторожность на ранних стадиях развития. Первые несколько месяцев в особенности, вам нужно будет слегка поддерживать шею и голову ребенка, когда вы поднимаете, держите или переносите его с места на место.

  • Хотя детям следует спать на спине, почаще переворачивайте его на живот, когда он бодрствует, чтобы он приподнимал голову и грудь, стремясь увидеть вас или свои игрушки, тем самым укрепляя мышцы шеи.
  • С 3 до 6 месяцев вы можете устраивать его в сидячем положении, подперев собой или подушками в качестве надежной опоры для шеи и головы.
  • Сажайте его в разных уголках дома, чтобы у него была возможность увидеть разные виды и разные вещи. Но ни в коем случае не оставляйте его в таком положении одного, он может упасть и повредить себе что-нибудь.

Что должен уметь ребенок в 4, 9 месяцев, в год: нормы развития детей

Полноценное развитие ребенка в первую очередь зависит от его способности управлять своим телом. Темпы развития разных отделов тела различаются: физическое развитие начинается именно с головы, а верхние отделы туловища развиваются раньше, чем нижние.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Так, младенец научается сначала поднимать головку, затем плечики, потом приходит способность управлять ручками и в конце концов ножками. Наличие достаточно тонких и координированных двигательных реакций свидетельствует об уровне развития нервно-мышечной системы.

Наиболее рано тонкие двигательные реакции устанавливаются в мышцах лица. Мимика младенца уже к рождению достаточно развита, какие только гримасы он ни способен делать!

Ребенок родился, чтобы двигаться

Физическое развитие ребенка идет по пути освоения им сначала простых движений, а потом сложных.

Новорожденный способен лишь на непроизвольные движения, многие из которых составляют его младенческий «багаж» — комплекс врожденных рефлексов. Только по мере развития малыша и при его непосредственном участии в этом процессе «строительства» тела закладывается возможность совершения им координированных произвольных движений. Поэтому состояние активного бодрствования, в котором пребывает ребенок какое-то время суток, — важнейший период в развитии и совершенствовании его двигательных функций.

Моторная активность новорожденного — разнообразные движения рук и ног, повороты головы, движения глаз, туловища, гримасы. Создается впечатление, что на вас обрушивается какой-то хаос беспорядочных и некоординированных движений. Что это такое? К чему они?

Несмотря на то что подобное явление, безусловно, свидетельствует о незрелости младенца, само движение как таковое есть необходимое и обязательное (!) условие нормального роста и развития ребенка. Можно сказать, что человек (как и все живое на Земле) рождается с потребностью совершать движения — это заложено в его генетическом аппарате.

Более того, именно через движение достигается возможность познания человеком окружающего мира. Как же развивается этот процесс?

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Когда ребенок научится сидеть, ползать, ходить?

У новорожденного большинство внешних воздействий вызывает общую (диффузную) моторную активность. Так как малыш пока не в состоянии оторвать голову от поверхности кроватки из-за недостаточной развитости мышц шеи и плечевого пояса, он может поднимать ручки и ножки; когда же лежит на животике, рефлекторно поворачивает головку, чтобы не закрывался нос. Необходимо закрепить у малыша этот навык: несколько раз в день выкладывать его на животик, чтобы стимулировать поддержание головки.

К 3 неделям, если малыша взять на руки и держать у плеча в вертикальном положении, он в течение нескольких секунд сможет удержать голову прямо. К 6 неделям это время увеличивается до 1–2 минут, и у новорожденного появляется возможность рассматривать окружающие объекты.

В 2 месяца новорожденный уверенно поднимает грудную клетку, держит головку, лежа на животе. В 3 месяца уверенно держит головку в любом положении, осваивает поворот со спины на бок, подтягивается в сидячее положение, сидит при поддержке за обе руки, делает поочередные сгибания и разгибания ног; пытается протянуть руку за игрушкой.

В 4 месяца ребенок лежа на животе уже может приподнимать грудную клетку, опираясь на вытянутые руки; осваивает навык перекатывания (спина — бок — живот — спина); пытается подтягиваться, держась за руку взрослого, сидит с поддержкой.

В 5 месяцев самостоятельно переворачивается со спины на живот; лежа на спине, осваивает навык сидения: самостоятельно приподнимает голову и плечи, пытаясь сесть, при подтягивание за ручки может садиться; сидя на коленях у взрослого, захватывает предметы.

В 6 месяцев самостоятельно сидит в течение нескольких секунд, опираясь на ручки; осваивает навык стояния: делает первые попытки подняться на ноги и стоять, держась за руку взрослого или другую опору; сидя на стуле захватывает висячий предмет.

В 7 месяцев процесс освоения навыка сидения продолжается: малыш уже сидит с прямой спиной без помощи взрослого, садится из положения стоя на ногах. Уверенно стоит в течение более 10 секунд, лишь слегка опираясь на руку взрослого. Начинается освоение навыка ползания: передвигается, подтягиваясь на животе, осваивает поочередные движения ног; переступает, держась за опору.

В 8 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и обратно, стоит какое-то время при поддержке за руку, самостоятельно может сесть, встает на четвереньки и может проползти полметра, опираясь на колени и руки.

В 9 месяцев ребенок садится из любого положения, устойчиво и длительное время сидит, делает первые попытки подняться на ноги и встать, держась за опору (прутья кроватки), ползает быстро на четвереньках, преодолевая значительные расстояния. Начинает осваивать навык ходьбы: совершает поступательные движения ног, ставя одну ножку впереди другой. К концу 9-го месяца он уже может ходить, поддерживаемый подмышки или за руку взрослым.

В 10 месяцев встает и стоит без поддержки взрослого; пытается самостоятельно встать и идти.

В 11 месяцев малыш уже может уверенно стоять один; самостоятельно встает из сидячего положения; ходит, держась за руку взрослого; может даже совершить несколько шагов без посторонней помощи.

В 12 месяцев поставленный на пол может самостоятельно подойти к матери, если та позовет.

В 13 месяцев 50% малышей уже ходит самостоятельно; научаются карабкаться по лестнице.

В 14 месяцев самостоятельно стоит.

В 15 месяцев 90% детей уже ходят самостоятельно.

Вот такой поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка.

Ссылка на основную публикацию